бщие замечания 2 страница

Посреди аула есть камень, называемый Байрэм. К нему, несмотря на столет­нее господство мусульманства, обращаются женщины с молитвой о ниспослании детей и приносят в жертву пироги. Такие камни — байрэмы — оказались, как мы убедились потом, в каждом ауле и, конечно, их имя и значение объясняется от осетинских святынь Мады-Майрам (матери-Марии), которые также представ­ляют не что иное, как большие камни близ аула и пользуются специальным по­клонением женщин.

[Миллер Вс, Ковалевский, 1884, с. 551J

В той же Балкарии находился большой камень Аш-Тотур, возле которого некогда совершались инициации юношей [Лавров, 1939, с. 177]. В разных уголках Кавказа почитаемые камни нередко имели ктеисический либо фалли бщие замечания 2 страница­ческий вид и считались гарантами чадородия при условии выполнения мо­лившимися возле них женщинами надлежащих обрядовых действ и иных предписаний. Архетип камня полно и разнообразно соотносился с идеей заро­ждения жизни, точнее — с жизнеродящим началом как таковым, соединявшим в себе мужское и женское. В данном архетипе мужское и женское были нераз­рывно связаны между собой, что обеспечивало «постоянство в мироздании и всеединость творения» (подробнее см.: [Карпов, 2001а, с. 156—165]). Одновре­менно этот же сфхетип, например в карачаево-балкарской традиции, маркиро­вал время изначальное и время текущее, локусы общины и «народа», являлся своего рода стражем нравственности человека и знаком бщие замечания 2 страница родины (на местных языках понятие «родина» — туугъан таги дословно означает 'камень, где ро­дился') [Маремшаова, 2000, с. 64; Чеснов, 1994а, с. 60—61].

Почитание камней — больших и малых, наделение их разнообразными ме­тафизическими свойствами более чем естественно для жителей местностей, в

которых они, камни, составляют один из главных и «вечных» элементов окру­жающего мира. Но камни и валуны являются только частицами более значи­тельных и, безусловно, вечных громад, формирующих весь ландшафт округи, ее природу и в конце концов жизнь людей, Метафизика гор очевидна, равно как явна их устремленность к небесной сфере.

Пожалуй везде, где есть горы или хотя бы намеки на них, именно взмет­нувшиеся бщие замечания 2 страница ввысь скалы либо только приподнявшиеся от ровной поверхности холмы и взгорки служат местами совершения культовых треб и общения с Бо­гом или с богами. Там же, на Горе или возле нее, избранным бывает ниспосла­но Откровение, там же последние сообщают заповеди оного людям, сороди­чам.

С Моисеем это произошло на горе Синай.

У Иисуса была Нагорная проповедь.

В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Бо­гу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал апостолами... И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество бщие замечания 2 страница учеников его, и много парода из всей Иудеи и Иерусалима и примор­ских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелились. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

[Евангелие от Луки, 6: 12—19] (см. также: [Евангелие от Матфея, 5: I—2])



И к Магомеду первое Откровение снизошло на горе Хира':

Это только откровение, которое ниспосылается.

Научил его сильный мощью,

обладатель могущества; вот Он стал прямо

на высшем горизонте,

потом приблизился и спустился,

и был на расстоянии двух луков или ближе бщие замечания 2 страница,

и открыл Своему рабу то, что открыл.

[Коран, 53:4—10]

На Руси и в Грузии святыни водружались и возводились на горах или их подобиях.

Когда Андрей (первосвятитель Руси Андрей Первозванный.— Ю. К.) ... проплыл в устье днепровское и оттуда проплыл вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать божия. будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взошел на горы эти, благословил их и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии бщие замечания 2 страница возник Киев.

[Повесть временных лет, 1983, с. 126]

Согласно древнегрузинским хроникам, один из первых правителей местно­го царства по имени Фарнаваз «воздвиг большого идола на выступе горы и дал ему имя Армаз» (или: «Этот Фарнаваз в честь своего имени сделал большого идола, который есть Армаз, ведь и Фарпаваза по-персидски называли Арма-зом. Он воздвиг этого идола на вершине Картли, который с тех пор от этого

идола стал называться Армазом. С большим торжеством обставил он воздви­жение этого идола»). Наследники власти Фарнаваза увековечивали себя собст­венными идолами, которые возводились также на горах (как идол Заден) либо возле дорог. Выглядели они как и подобало бщие замечания 2 страница святыням языческой эпохи. «Вот, стоял человек из меди; на нем были надеты золотые латы, золотой шлем и на­плечники; ониксы и бериллы украшали его; в руке своей он держал острый меч, который блестел и вращался в руке, как бы показывая, что если кто при­коснется к нему, то голова его будет обречена на смерть... И с трепетом падали ниц пред ним все» [Обращение Грузии, 1900, с. 10—11, 67].

В свою очередь, и в Ингушетии святилища, за крайне редкими исключе­ниями, располагались на естественно и свыше предопределенных местах. Свя­тилище Долте (Долите) размещалось на высоком и крутом холме, «подъем на который довольно труден и бщие замечания 2 страница утомителен; с вершины открывается вид на все ущелье», святилище Маги-ерды— на гребне хребта Загал-дук, святилище Галь-ерды— на вершине крутой горы на правом берегу р. Армхи, святилище Тушоли— на остроконечной высокой горе и т. д. и т.п. [Щеблыкин, 1930, с. 416—436]. Слово ерд (ерды), являвшееся компонентом названий многих святилищ, означало «скалы, которые... — по сообщению автора конца XVIII в. — раньше украшали и культ которых они (ингуши и чеченцы. —Ю. К.) не забро­сили в угоду магометанству» [Потоцкий, 1996, с. 264], либо мужчину, живше­го в скалистых горах [Мифологический словарь, 1992, с. 211J. Сами вздыбив­шиеся к небу каменные громады внушали богобоязненный трепет бщие замечания 2 страница. Жители ин­гушского селения Гвелети, что располагалось на Военно-Грузинской дороге, рассказывали о возвышавшемся по соседству Казбеке, который они именовали Бешлам-Корт, следующее:

Между гвелетцами существует поверье, что на Бешлам-Корте живет какая-то Мягкинен (горный дух), не допускающая смертных к священной горе. Ее ни­кто не видел, но многие слышали ее петушиный крик, которым она пугает лю­дей, дерзающих приближаться к волшебному кругу, начертанному ею вокруг Бешлама, за который никому не позволяется перешагнуть. По мнению гвелетцев, низвержение масс льда в леднике есть дело злой Мягкинен. Поэтому для умило­стивления ее устроен в Девдоракском ущелье жертвенник, даба. Жертвоприно бщие замечания 2 страница­шениями служат турьи и другие рога... В какой-то день летом устраивается в честь Мягкинен празднество. Все жители аула Гвелети собираются к дабе и про­водят время в плясках и пении.

[Висковатов, 1865, с. 407—408]

Судя по всему, именно боязнью прогневать духа, хозяина белоснежного Эльбруса, объяснялся отказ кабардинцев сопроводить к его вершине путеше­ствовавшего в 1770-х гг. академика Иоганна Антона Гильденштедта, хотя ссы­лались они па то, что горная вершина «служит прибежищем в случае, если им изменит военное счастье» и потому якобы они не хотят делать ее известной чужакам [Гильдеиштедт, 2002, с. 289J.

В сакральности гор особо подчеркивалась аскеза, свойственная подлинно­му служению бщие замечания 2 страница Всевышнему. Карл Ган, живо интересовавшийся историей и гео­графией Кавказа и объездивший в конце XIX—начале XX в. многие его угол­ки, записал у горных ингушей и кистин следующую информацию. Местные жители подразделяли горы на категории— покрытые вечными льдами лам, бесснежные вершины корт и лесистые горы аре. «Народ рассказывает, — по-

телями — обитателями конкретных экологических зон, жителями определен­ных исторических эпох — того же пространства и времени (см., напр.: [Дмит­риев, 2001; 2004: Культурный ландшафт, 2004; Этноэкологические аспекты, 2005]). Это специфика «нахождения себя в ином», где символы, как «специфи­ческие эффекты системности», будут присутствовать. И «изобретенные в го­ловах» (желательно не в своих) соответствующие бщие замечания 2 страница конструкты тоже будут яв­ляться продуктами системности. И потому можно и следует заикнуться об изучении системностей или систем в их многочленном единстве, в каждом случае своем.

В название работы в качестве равнозначных долей вынесены «мировоз­зренческие аспекты культуры» и «социальный опыт». Эти понятия равноцен­ны, ибо взаимообусловлены. И если общая композиция представленного тек­ста создает впечатление о первичности одного и вторичности другого, то это будет только издержкой несовершенства авторской передачи материалов.

Под «мировоззренческими аспектами культуры» я подразумеваю те сла­гаемые опыта, которые формируются в ходе адаптации социальной группы в конкретной природной нише, на протяжении длительного времени и бщие замечания 2 страница при пе­реживании (ощущении) ею исторического времени , в восприятии самой себя в окружении подобных ей групп, что совокупно обуславливает принципы са­моорганизации такой группы, такого сообщества и делает его социокультур­ной системой определенной модели.

Мировоззренческие аспекты не предопределены «переживанием простран­ства», но заключают его в свое «тело» в качестве актуального ракурса и ресур­са «нахождения себя в ином». Другим актуальным и даже, как представляется, более важным для социального опыта ракурсом саморефлексии группы в окру­жающем мире является формируемый социокультурной системой образ дома, не сводимый к образу жилища, но подразумевающий модель самоорганизации группы и ее отношений с соседями, которые могут жить бщие замечания 2 страница по схожим, но чаще живут по отличным законам такой же самоорганизации. Образ дома— иде­альной модели устройства «своего» мира подразумевает для его создателей, что в нем они добиваются больших успехов— на должном уровне находится воспроизводство, растет благосостояние, в обществе имеются места для пре­тендентов на лидерство и социальных аутсайдеров и др. Такой дом — это за­веденный порядок, наделенный отличительными внешними чертами. Подоб­ные черты, согласованные со временем (историческим) и пространством, кон­цептуализируют образ дома. Домовое решение переживания пространства и времени в каждом случае оригинально, так что «дом» жителей горных райнов Дагестана кардинально отличается от синхронных ему «домов» обитателей всех бщие замечания 2 страница иных областей Кавказского региона. И хотя собственно жилище народов горного Дагестана может вызывать ассоциации с оным горцев Ближнего Вос­тока и Афганистана, однако оно является предельно оригинальным, ибо его решение сложилось в результате опыта жителей здешних мест благодаря их

" Подобное переживание/ощущение можно оценить, рассматривая в комплексе культу­ру той или иной социальной группы; наиболее же удобно это делать на примере изменений в объектах материальной культуры.

яснял исследователь, — что горы (лам), покрытые вечными снегами и льдом, добровольно согласились в этой жизни переносить все страдания, чтобы в той жизни наслаждаться вечным блаженством. Ибо... все живые и безжизненные существа должны при жизни страдать за бщие замечания 2 страница свои грехи» [Ган, 1900, с. 66—67], Почти с уверенностью можно заключить, что подобный взгляд на главные со­ставляющие «картины мира» горцы переносили на самих себя и на свою судь­бу и видели в ней не только лишения, но и силу, черпаемую из величественно­сти, твердости и независимости гор (определения Важа-Пшавелы).

Примечательно, что у сторонних наблюдателей, оказывавшихся на Кавказе и среди горцев, которые вели упорную борьбу с русской армией, возникали очень схожие ассоциации. Англичанин Дж. Лонгворт, год проведший среди черкесов, записал в своих материалах:

Мои чувства, пока я стоял на этой позиции и обозревал дикую и неприступ­ную страну внизу бщие замечания 2 страница, не ограничивались восхищением; они были заняты и велича­вой уверенностью в безопасности, которая поднимает и поддерживает дух неза­висимости горца. Я не мог понять, как кто-либо, кто видел то, что видел я, мог мечтать завоевать такую страну, и я хотел, чтобы на моем месте в этот момент оказался русский генерал, чтобы он насладился отчаянием, какое, я уверен, при­чинила бы ему эта панорама, и я хотел бы спросить его о планах военных опера­ций в этой сложной путанице, в этом хаосе холмов и долин, рек и лесов, как бы он стал побеждать их.

[Лонгворт, 2002. с. 83, 173]

В другом бщие замечания 2 страница месте горную кручу Лонгворт образно назвал алтарем и храмом Свободы

Подобные конкретные, в чем-то сиюминутные, но претендующие и на обобщения впечатления на удивление полно согласуются с ветхозаветным текстом:

И подошел пророк к царю Израильскому и сказал ему. пойди, укрепись, и знай и смотри, что тебе делать, ибо по прошествии года царь Сирийский опять пойдет против тебя. Слуги царя Сирийского сказали ему: Бог их есть Бог гор, |а не Бог долин], поэтому они одолели нас; если же мы сразимся с ними на равни­не, то верно одолеем их.

И ниже:

И подошел человек Божий, и сказал царю Израильскому: так бщие замечания 2 страница говорит Гос­подь: за то, что Сирияне говорят: «Господь есть Бог гор, а не Бог долин», Я все это большое полчище предам в руку твою, чтобы вы знали, что Я — Господь. И стояли станом одни против других семь дней. В седьмой день началась битва, и сыны Израилевы поразили сто тысяч Сириян в один день.

[Ветхий Завет. 3-я Книга Царств, 20: 22, 28—29]

Если в случае с англичанином созвучие взгляда и оценок тексту Библии больше эмоциональное, то другой пример являет собой посыл к сближению мировоззренческих установок со Священным Писанием. Я имею в виду факты древнегрузинской истории в изложении хрониста XI в. Леонти Мровели бщие замечания 2 страница.

Не будучи в прямом смысле горцем, но являясь гражданином страны, рас­положенной в горной местности, Мровели при описании событий явно при-

держивался представлений о благодатности горной местности, и, возможно, имел в виду Бога гор.В его редакции Кавказ как микромир в макромире от­мечен зримыми доминантами— горными вершинами, а размещение «перво-людей» в горах в подаче историка служит гарантом их силы и могущества. Так, первопредком, «единым отцом» всех народов Кавказа Мровели называет Таргамоса— правнука библейского Ноя. После Вавилонской катастрофы «при­шел Таргамос со всем племенем своим и утвердился между двумя недоступ­ными человеку горами— Араратом и Масисом». Племя Таргамоса бщие замечания 2 страница было столь «велико и бесчисленно», что не умещалось па этой ограниченной терри­тории, и сыны его, ставшие родоначальниками народов Кавказа, расселились по окрестным землям. Спустя время на долю Гаоса— эпонима армян, выпала участь сразиться с Небротом (Нимродом)— внуком библейского Хама, возглавлявшим многочисленное войско. Показательно «сценическое» решение описываемых событий. «ПодступилНеброт к ним (Гаосу и его войску. — Ю. К.) снизу ... Взошел он на [одну из] гор, дабы вещать Гаосу и призвать к покорности»,но в схватке был сражен Гаосом, отстоявшим независимость народа Кавказа от иноземных поработителей. Далее Леонти Мровели расска­зывает об обустройстве жизни в Грузии мифическим родоначальником иберов Картлосом. «Сей бщие замечания 2 страница Картлос пришел первоначально в то место, где Арагви впа­дает в Куру, и взошел на ту гору,что именуется Армази. И впервые создал на ней крепости и воздвиг на ней себе дом и дал той гореимя свое — Картли. И ...называлась гора та Картли, отчего и назвалась вся Картли — Картли...»[Мровели, 1979, с. 21,23]".

Схожие описания и оценки встречаются в источниках довольно часто, и некоторые из них будут приведены ниже. Поэтому, не оспаривая достоверно­сти сообщаемых историками и народной памятью фактов, правомерно заост­рить внимание на маркировке благоприятных для деятельности людей мест горами, размещение на которых селений, городов, резиденций обеспечивает их обитателей силой, достаточной для бщие замечания 2 страница отпора даже гораздо более многочис­ленному врагу или покорения соседних народов. Согласно логике авторов, личности и народы, размещающиеся выше других в физическом измерении, становятся выше других и в измерении социальном. Подобная связь вьплядит устойчивой мировоззренческой конструкцией. Сравните с текстом предания: «Много лет тому назад в Чечне жил известный храбростью и доблестью Вю-су... Вюсу был не только храбрый, красивый юноша, но был также и уважаем людьми. Он жил в горах на самом высоком месте, которое называлось „Вер­шина, где воет волк"» [ДалгатУ., 1972, с. 391J. Здесь скорее всего наблюдает­ся инверсия, и доблестный Вюсу не потому живет на горе, что бщие замечания 2 страница храб и красив, а наоборот— он таков именно в силу того, что обосновался на «самом высоком месте». В свою очередь, герой ингушской сказки (предания?), растратив много сил в схватке с врагами, поднялся на вершину горы с целью узнать, сколько силы в нем осталось, и проверил это, поставив один на другой три камня огром­ной величины [Далгат У., 1972, с. 311—316, 4261.

* Примечательно, что в разных версиях изложения древпегрузинской истории страна обретала свое название по имени героя (Картли) или царя (Армаза, Фарнаваза) и после того, как каждый из них поднимался на гору (главную, священную (?), либо становившуюся та­ковой после воздвижения бщие замечания 2 страница на лей идола). Символичная цепочка: герой— гора— страна (или другие комбинации ее звеньев: гора — страна — герой и т. д.).

В свете всего изложенного, на­глядно демонстрирующего соотне­сенность представлений о Горес пред­ставлениями о силе, храбрости, кра­сотеи уме,не случаен тот факт, что ежегодные собрания старейшин че­ченских тейпов, на которых разби­рались дела о кровной мести, выра­батывались решения по «обычаям и этикету вежливости», происходили па горе (кургане) Кетыш-Корт, по некоторым данным, рукотворной [Оша-ев, 1928, с. 7; Попов, 1878, с. 263].

Своего рода обратную проекцию этой же закономерности фиксирует адат ингушей относительно возведе­ния фамильных боевых башен воу. Башни, достигавшие 20-метровой и бщие замечания 2 страница более высоты, являлись символом си­лы и могущества семейно-родствен-ной группы. Наличие башни делало фамилию равноправной среди других подобных ей, а в перспективе позво­ляло завоевать власть над соседями. В свою очередь, отсутствие башни навечно оставляло членов фамилии в подчиненном положении. Однако обычай требовал завершения всех ра­бот по возведению башни в годичный срок. В противном случае башня так и оставалась недостроенной, а ее владельцы не могли рассчитывать на полно­ценный авторитет в селении [Яковлев, 1925, с. 90]. Таким образом, строго регла­ментируя порядок «физического» и социального возвышения конкретных об­щественных групп, «закон» отчетливо представлял его двуединым бщие замечания 2 страница процессом. Посылка к возведению рукотворной горы, точнее, устремленной к небу вертикальной конструкции в разных традициях получала оригинальные, но в целом схожие выражения. Среди них образ (модель) храма, где купол одно­временно формирует вертикаль и изображает своды небесные, один из наибо­лее впечатляющих, и церкви Армении и Грузии являют наглядные тому при­меры. Их каноническая форма, безусловно, напрямую связана с традициями раннего христианства, но некоторым из них присуща оригинальная местная огласовка. Она не столько в материальных формах, сколько в сопутствующих историях об их возведении.

Первым храмом Грузии стал Светицховели. С его возведением связано предание, которое тем более интересно, что возведение этого храма бщие замечания 2 страница создало прецедент обращения к новому Богу. Здесь нет горы или ее образа, но есть божественная вертикаль.

Согласно преданию, для постройки храма был срублен могучий кедр, но оказалось, что сделанный из него столб никто не в состоянии даже сдвинуть с места, «всякая мудрость и средство человеческое были напрасны. Это было

для того, что чудесным поднятием того столба был бы прославлен Бог, а люди более укрепились бы в вере». Ночью было видение, когда люди страшно испу­гались обрушения гор Армаз и Заден с их идолами, но видение лишь указыва­ло на разрушение гор неверия. Было и другое. Когда первосвятительпица Гру­зии бщие замечания 2 страница св. Нино молилась с воздетыми к небу руками, явился юноша, облаченный в лучезарный свет, который поднял в высь небесную столб, а потом «необык­новенный, блистающий светом Столб спустился, стал как бы прямо над своим основанием и утвердился, не поддерживаемый человеческими руками». И утвер­дились люди в вере, и был воздвигнут храм Животворящего Столба (Свстицхо-вели), что в древней столице Грузии Мцхете [Обращение Грузии, 1900, с. 90—93]. Вертикаль, связывающая людей с Богом, — не созданная ими, но снизошед­шая к ним свыше, — была восстановлена, заменив собой сделанных ими и некогда установленных на вершинах гор идолов4.

В свою очередь, в другом районе Грузии бщие замечания 2 страница, возле города Ахалкалаки, распо­лагался «Столб Вознесения» (Амаглебис свети) — стела, возле которой моли­лись о рождении детей, размножении скота и сохранении урожая [Соловьева. 1995, с. 15].

Не оттуда ли, не от подобных ли представлений, не только христианских, но и местных, весьма архаичных, возник один из типов святилищ горцев Кав­каза, представлявший собой монумент-стелу?

Столпообразные культовые постройки на территории Осетии, Ингушетии, горных районов Грузии невелики по размерам. Сложенные из камней, они имели перекрытия разной формы — пирамидальные, двухскатные, плоские — и ниши — четырехугольные (ниже) и стрельчатые (выше) для жертвоприно­шений. В описании второй половины XIX в. говорится:

Галгаевцы (ингуши-горцы. — Ю. К.) хотя и называют себя бщие замечания 2 страница магометанами и имеют мулл, но следуют особому и весьма оригинальному богослужению. Они молятся только по ночам у четырехугольных столбов, устроенных в рост челове­ка, на возвышенных местах или близ кладбищ. Весь процесс моления их заклю­чается в том, что молящийся становится на колени и кладет свою голову в ма­ленькую нишу, устроенную у подножия столба (ниши, впрочем, располагались не совсем у подножия. — Ю. К.), с восточной стороны.

[Дубровин, 1871, с. 384]

Относительно таких святилищ высказываются разные мнения. Одни ис­следователи полагают, что они завершили эволюционный ряд культовых па­мятников, заменив собой в XVI—XVII столетиях более сложные склепообраз-ные конструкции бщие замечания 2 страница [Мужухоев, 1989, с. 29 — 32; Семенов Л., 1963, с. 41]. Дру­гие, которых больше, напротив, видят в них не «вырождающуюся», а как раз первичную форму, слабо изменившуюся на протяжении веков (см.: [Гольд-штейн, 1975а, с. 88; Крупной, 1971, с. 112] и др.). Важным аргументом в поль­зу такой оценки является, в частности, общее развитие архитектурных форм на Центральном Кавказе, где памятники позднесредневекового зодчества — баш­ни и склепы— отличают «великолепные конструктивные и эстетические досто­инства», на фоне которых невозможно представить упадок (деградацию) архи­тектуры святилищ [Тменов, 1996, с. 182].

Тогда же на одной из скал (или на холме) и конкретно на лежавшем там камне св. Ни­но и принявший христианскую веру бщие замечания 2 страница царь Мириан установили чудодейственный крест, яв­ленный небесным знамением [Обращение Грузии, 1900, с. 103].

А башни Центрального Кавказа действительно великолепны— изящные взметнувшиеся к небу вертикали. И, возможно, небезосновательно мнение о сохранении их конструкцией архетипа пространственной модели космоса с трехуровневым ее членением [Сулименко, 1990]. Эти рукотворные вертикали, столпы (или воспроизведения горы? многие из них имели пирамидальное за­вершение) отчасти являлись покушением на прерогативу Бога творить связы­вающую небесную и земную страты вертикаль, но лишь отчасти, ибо были обра­щены и выражали стремление людей к Нему. Архитектурное совершенство башен, а также несение ими указанного архетипа обусловило то. что их модель была воспринята бщие замечания 2 страница как образец для появившихся позднее минаретов, а некото­рые башни просто использовались в качестве таковых (подробнее об этом в следующей главе).

Аналогичную пространственную модель космоса, мировой оси с делением его/ее на небесную, земную и подземную сферы, несли в себе и мемориальные стелы (и храмовые постройки) Кавказской Албании раннего и развитого Сред­невековья [Ахундовы, 1983, с. 1—4]. Если же учесть архитектурно-конструк­тивную близость столпообразных святилищ Ингушетии сиелингов (посвящав­шихся громовержцу Сисли/Сели) и осетинских намогильных памятников цырт-дзаванов [Тменов, 1996, 159—160], то, по-видимому, нужно говорить об изоморфизме моделей мировой оси/вертикали в святилищах, храмах, башнях, мемориальных памятниках.

В традиционной культуре бщие замечания 2 страница населения Кавказского региона, в первую оче­редь его горной части, такие модели оказывались едва ли не доминантными, и можно предположить, что они структурно организовывали картину мира. Та­кая роль указанных моделей в активной реакции людей на окружающее про­странство (восприятие этого пространства) определялась спецификой самого местного пространства с его изначальными природными вертикалями, слу­жившими точками отсчета и вектором для других систем координат.

1.2. Гора Дагестан

Органичной частью горной страны Кавказ является «Страна гор» — Даге­стан. Здесь только нагромождение чередующихся с ущельями хребтов и вер­шин еще более сложное, на первый взгляд хаотичное. Но первое впечатление сменяет убеждение о монолитности этого горного массива. Единое, общее бщие замечания 2 страница — горы, и в них дополняющие частности — котловины, долины, малые ущелья сплетены друг с другом. И сам Дагестан вплетен в канву общекавказского ми­ропорядка и миропонимания. Поэтому отмеченное выше с в целом не очень значительными коррективами относится и к этой части Кавказа.

Здесь в исторической памяти народа, и не только в ней, но в истории как таковой, расставлены те же акценты, что и в преданиях о Гаосе и Картлосе. Эти акценты определенно указывают на благодатность для людей и выдаю­щихся персон расположения на вершинах горных массивов или в непосредст­венной близости от них .

■ Впрочем, следует иметь в виду, что бщие замечания 2 страница кавказская и в частности дагестанская традиция организации поселений, городов на горах восходит, вероятнее всего, к древней иереднеази-атской традиции (см.: [Оппенхейм, 1990, с. 101]).

Орография Дагестана (по: [Дагестанская ACCPJ)

Безымянный автор «Истории Каракайтага» — одной из провинций Даге­стана, повествуя о приходе в край воителей ислама, писал следующее.

В вилайате Хайдак он (Ханмухаммад.— Ю. К.) построил многочисленные селения, а до того на горе, над их селениями, [у них] был громадный город, на­зываемый Джалаги. Прибыль же для них и их работа были на равнине.

[История Каракайтага, 1993, с. 155]

О средневековой Аварии арабский автор Ибн Руста оставил такое свиде­тельство;

Из страны бщие замечания 2 страница хазар в Сарир ты едешь двенадцать дней по открытой местности, затем поднимаешься на высокую гору... Ты едешь в течение трех дней, пока не достигнешь царской крепости. Она стоит на вершине горы.

[Минорский, 1963, с. 219]

Согласно преданию жителей дагестанского аула Ругуджа, ранее — до обра­зования современного селения — по соседству, на вершине горы в крепости жил некий хан, а под горой располагалось селение, жители которого обеспечи­вали «феодала» всем необходимым [Исламмагомедов, 1964, с. 159—160]. Древняя столица Аварии селение Тануси, в котором жил легендарный хан Су-ракат, характеризовалось такой же топографией: «Тануси — выше всех, отсю­да и название Тануси— „та"— высокий... Тануси соседние аулы обложили данью» [Федотова бщие замечания 2 страница (А), л. 75 об.] (исследователем, скорее всего, приведена на­родная этимология топонима, так как аварско-русский словарь не даст такого значения лексемы mla). Следование такому мировоззренческому стереотипу и его реализация сохранялись до сравнительно недавних времен. По крайней мере, свидетельства авторов второй половины XIX в. дают основания для по­добного заключения. Сравните: «Рутул — большое селение, раскинутое на скло­не горы. Дом наиба стоит выше всего аула, на самой верхушке этого склона»; «...Он расположен высоко над аулом. Пришлось к нему взбираться по скалам» [Беккер, 1876, с. 44; Вучетич, 1864, №75].

Подобно насельникам других частей Кавказа, местные жители почитали горы и их вершины фактически как священные бщие замечания 2 страница объекты. Не все, но многие из них. Именно они обычно являлись культовыми центрами жителей нескольких районов (субрегиона), конкретного района ил'и аула.

В Южном Дагестане особо почиталась гора Шалбуздаг (4150 м). Лезгины, проживавшие по обе стороны Главного хребта, в систему которого и входила данная вершина, а также рутульцы, агулы и даже живущие на значительном расстоянии от горы табасаранцы относились к ней как к святыне. На Шалбуз-даге был похоронен св. Сулейман, некогда живший в близрасположенном се­лении Ахты. Тело святого якобы перенесли на священную гору четыре голубя, позднее над местом его захоронения был воздвигнут мавзолей. На Шалбуздаге располагались и другие бщие замечания 2 страница святыни — так называемые камни Фатимы, дочери пророка Магомеда, и его полководца Хазрат-Али, которые по форме напоми­нали надгробия (на камне Хазрат-Али верующие видели следы коня полко­водца). На священной горе нуждающиеся вымаливали детей, просили здоро­вья, благополучия, а также и дождя в случае длительной засухи [Булатов, 1990, с. 211—212].

Совершивший в 1924г. экспедиционную поездку в Дагестан Н.П.Попов записал в своих полевых материалах о Шалбуздаге и соседних с ним горных вершинах такую информацию:

Недалеко от Ахты есть одно священное место для всех мусульман, куда со­вершается многочисленное паломничество. На высокой горе Шалбуз-Даг нахо­дится могила великого святого-мюрида Сулсймана бщие замечания 2 страница. Место это считается на­столько священным, что многие считают для себя более полезным сходить на Шалбуз-Даг, чем в Мекку... Напротив Шалбуз-Дага, на другой стороне Самура,


documentahlzvbl.html
documentahmaclt.html
documentahmajwb.html
documentahmargj.html
documentahmayqr.html
Документ бщие замечания 2 страница